Русский
Авангард 20-х:
революция
внутри

Россия 1920-х годов переживала индустриальную революцию, новая парадигма развития страны привела не только к новым идейным принципам, но и потребовала переосмысления архитектурной мысли, в недрах которой зарождался новый стиль — авангард.
Новаторская архитектура Шаболовки 1920–1930-х годов сконцентрирована вокруг Шуховской башни, на квадрате между Серпуховским валом, Конным переулком, Люсиновской улицей и Шаболовкой, а также вдоль улицы Орджоникидзе.


Так получилось, что вся гордость отечественной архитектуры XX века сосредоточена вокруг Шаболовки.
Шуховская
башня
Хавско-
Шаболовский
жилмассив
Дом-коммуна
товарищества
«Первое
замоскворецкое
объединение»
Даниловский
мосторг
Школа № 600
Общежитие
Текстильного
института


1920–1922
Шуховская
башня
Радиобашня имени Коминтерна, сконструированная Владимиром Шуховым, считается одним из первых авангардных сооружений. Впоследствии эта 150-метровая «ажурная красавица» заставила весь район стилистически подстроиться под себя.
«Рупор революции» — так называли радио в начале двадцатого века, а с конца 1930-ых годов отсюда стали вести первые телевизионные передачи.

1927–1930
Хавско-
Шаболовский
жилмассив
Хавско-Шаболовский жилмассив — 12 пятиэтажных домов, состоящих из типовых квартирных «секций Моссовета», поставлены под прямым углом друг к другу, образуя квадратные дворики. За комплексом по сей день осталась слава первого советского «города» в пределах большой Москвы.

1927–1929
Дом-коммуна
товарищества
«1-е замоскворецкое
объединение»
Дом-коммуна товарищества «1-е замоскворецкое объединение» на улице Лестева спроектирован с
ориентиром на доминанту района — радиобашню.
Известен фотомонтаж, где дом снят со двора, а
башня немного передвинута, чтобы зафиксировать вымышленную ось симметрии для усиления
выразительности. В «Вечерней Москве» тогда напечатали: «…За домом-гигантом высится сетчатая
башня радиостанции. И кажется, что это одно целое: дом, башня, синее небо... ».

1929—1936
Даниловский
мосторг
Здание Даниловского Мосторга при всей своей уникальности очень типично для архитектуры
1930-х годов.
Плоскость единой фасадной стены переходит в боковые крылья, как
завернутая лента. Это решение подчеркнуто ленточными окнами и строгим декором вокруг них. Такую архитектуру сегодня называют «streamline» — стиль зданий, машин, самолетов, пароходов с обтекаемыми формами..

1929—1935 Школа № 600
Школа № 600 была основана под патронажем Надежды Крупской. Здание завораживает
обилием колонн и окон-иллюминаторов, но при этом как бы демонстрирует условность этих декораций.
Пытаясь сломать устоявшиеся архитектурные шаблоны, конструктивисты говорили, что главное — это функциональность, и весь облик здания должен определяться содержанием.

1929—1930 Общежитие
Текстильного
института
Студенческий дом-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе — яркий архитектурный образ 1930-х годов, где принцип обобществления
быта получил наиболее радикальное воплощение — там были даже не комнаты, а спальные кабины! Архитектор Николаев разработал невиданную прежде функциональную схему комплекса — планировка до мелочей отразила распорядок дня студента.
Михаил Кольцов в своем фельетоне «Акробаты кстати» 1930 года писал: «Здание будет сногсшибательное. Да и назначение его весьма важное. Студенты — это кадры. Кадры — это промышленность. Промышленность — это пятилетка. Пятилетка — это социализм…»
